08 122017

Как правильно написать техническое задание (ТЗ), по которому вам без дополнительных вопросов сделают сайт под ключ

Как правильно написать техническое задание (ТЗ), по которому вам без дополнительных вопросов сделают сайт под ключ

Доброго времени суток, Друзья. В этой статье мы расскажем, как написать документ, по которому разработчики создают сайт. Обычно, при заказе сайта клиента просят составить ТЗ на разработку сайта, но клиент не знает, как этот документ составлять и что в нём содержаться. Постараемся в этой статье раскрыть эту тему, что бы подобных трудностей у вас не возникало. Для начала, что бы мы говорили на одном языке давайте определимся, как мы будем понимать определение документа ТЗ. Техническое задание - исходный документ на проектирование объекта разработки. Документ регламентирует, какие работы должны быть выполнены. Всё что описано в ТЗ должно допускать возможность объективной оценки. Т.е. должны быть объективные критерии, по которым определяют, сделан ли тот или иной пункт работ или нет. ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества, предписание по выполнению необходимых стадий создания объекта, специальные требования. Говоря проще ТЗ это как техническая, проектная документация на строительство дома. Как вы думаете, что вам скажут строители если вы их попросите построить здание без проектной документации? Вот и ТЗ для создания сайта настолько же важно. Из этих соображений мы понимаем 2 важных момента. 1) Непосредственно разработка сайта происходит на этапе составления и утверждения ТЗ, а после этого остаётся всего лишь техническая реализация готового проекта. Это ещё 1 повод отнестись серьёзно к написанию ТЗ. 2) Описание функционала и всех элементов сайта должно быть максимально точно в конкретных точных показателях, необходимо максимально избавиться от каких-либо абстракций и двусмысленности. Теперь от общих положений перейдём к конкретному описанию того как и что писать в ТЗ. Писать какой-то, конкретный пример для конкретного сайта – бессмысленно, потому что сайты бывают разные по типу, по задачам и т д. Опишем глобальную концепцию, которая поможет написать вам ТЗ для сайта. Возьмём самый обширный случай, когда мы делаем сайт с функционалом на индивидуальном дизайне. Концепция написания ТЗ будет состоять из 3х пунктов. 1) Сначала перечислим пункты, которые обязательно должны быть в ТЗ без исключения для абсолютно любого сайта. 2) По отдельности напишем какие пункты нужно описать в ТЗ в зависимости от типа сайта. 3) Обозначим, как описывать функционал, с примером. В итоге в ТЗ должны быть описаны: сначала обязательные пункты, потом пункты в зависимости от типа сайта, за тем, описан весь функционал. Давайте по порядку. Как можно оформить ТЗ? Возьмите вордовский документ и сделайте в нём табличку из 2х колонок. В левой колонке вопрос или пункт, а в правой ответ или описание пункта. В таком виде будет максимально понятно, о чём вы говорите или что описываете. РАЗДЕЛ 1. Пункты обязательные для каждого ТЗ. (если у вас товар, то замените им слово услуги) * Название вашей компании * Если есть текущий сайт, то укажите адрес сайта * Для создания сайта какая CMS (движок) предпочтительна? * Адрес организации и график работы * Укажите электронную почту на которую должны приходить заявки с сайта * Укажите вашу сферу или направление деятельности * Более детальное разделение по направлениям деятельности * Есть ли у вашей компании фирменный стиль (фирменные цвета, бланки, визитки, брошюры)? Есть ли логотип? * Какие основные цвета предпочтительны для дизайна? (в случае отсутствия фирменного стиля) * Укажите сайты ваших основных конкурентов * Укажите ваше уникальное торговое предложение – преимущество или предложение, которое выделяет вас на фоне конкурентов * Почему клиент должен выбрать именно ваш товар или услугу? * Какие направления услуг являются самыми популярными и приоритетными? * Укажите сайты из вашей сферы деятельности, которые вам нравятся по дизайну и удобству использования, опишите, что нравится и почему? * Укажите сайты из вашей сферы деятельности, которые вам не нравятся по дизайну и удобству использования, опишите, что не нравится и почему? * Укажите 10 самых актуальных и самых важных «головных болей клиентов». Это вопросы которые больше всего беспокоят потенциальных клиентов при выборе. * Укажите 10 преимуществ и достоинств вашей компании. * При подборе хостинга требуется учесть наличие большой посещаемости или наличие сложного функционала с большими расчётами? Портрет и описание клиента и целевой аудитории * Возрастная категория целевой аудитории? (от - до) * Уровень доходов (ниже среднего, средний, высокий) * Общественный статус (в браке, холост и т д) * Отношение потребителя к инновациям и новшествам * Опишите мотивы клиента для использования ваших услуг (Цена, профессионализм, опыт) * Жизненная позиция клиента * Жизненные ценности клиента * Частота использования услуги * Какой результат ожидает клиент от использования услуги * Насколько клиент готов совершить покупку (заинтересован, знакомится с рынком, готов воспользоваться услугами безотлагательно) * Географическое территориальное расположение целевой аудитории РАЗДЕЛ 2. Отдельные пункты в зависимости от типа сайта Для Landing page * Укажите дополнительно ещё 10 «головных болей» ваших клиентов, и 10 преимуществ по сравнению с вашими конкурентами. * Опишите технологический процесс оказания услуги, либо создания товара. * По шагам опишите процесс работы с вами – от момента, когда к вам обратился клиент и до момента когда клиент воспользовался вашим товаром или услугой и остался доволен * До момента оказания услуги, с какими документами должен ознакомиться клиент * Укажите ссылки на соц. Сети которые необходимо указать на сайте Для интернет магазина * Укажите размер наменклатуры (количество товарных единиц) * Какой бухгалтерской программой вы пользуетесь? Укажите версию и редакцию * Предоставьте структуру каталога (либо выгрузку каталога из бухгалтерской программы) * Картинки товаров содержатся в бухгалтерской программе? Необходимо ли настраивать их выгрузку на сайт * Необходимо ли выполнять интеграцию сайта с вашей бухгалтерской программой? * Есть ли у вас в штате программист 1с? * Необходимы ли вам услуги стороннего программиста 1с? * Необходимо что бы выгрузка происходила вручную – по нажатию кнопки, либо автоматически в заданное время? * Требуется ли создание детальной страницы товара? * Перечислите все параметры товара которые нужно отразить на детальной странице * В вашей бухгалтерской программе, в карточке товара параметры товара записаны подряд, в одном поле или каждый параметр находится в отдельном поле? * Необходимо ли настроить загрузку заявок с сайта сразу в бухгалтерскую программу? Если говорить о разработке корпоративного сайта, то ответов из первого раздела будет достаточно, останется только описать функционал если он будет. Что касается крупных порталов и стартапов, то тут всё индивидуально, для таких сайтов почти невозможно вывести какую-то общую концепцию или свод правил написание ТЗ. Для очень крупных проектов сначала происходит несколько встреч, потом пишется ТЗ и потом ещё много раз правится и дополняется. РАЗДЕЛ 3. Правила описания функционала. Для полного понимания того как описывать функционал, просто приведём пример. И что бы было с чем сравнить, сначала приведём пример как описывать функционал неправильно, а потом как правильно. Что бы описание не было огромным возьмём такой пример, есть некий сайт полиграфической компании, на сайте есть калькулятор, который рассчитывает стоимость визиток. Как неправильно описывать функционал. На странице расположен калькулятор расчёта стоимости визиток. Параметры калькулятора: 1) размер (X) 2) количество (Y) 3) тип и плотность бумаги (Z) 4) одно или 2хстороннняя (D). Формула расчёта: 1.5*X*Y*Z*D. Параметр, который не влияет на цену = 1 Почему данное описание функционала не правильное? Потому что в данном описании есть ещё неописанные элементы, а первое предложение абстрактно. В сравнении с правильным вариантом вы всё увидите наглядно. Как правильно описывать функционал. На странице расположен калькулятор расчёта стоимости визиток, после «такого то» блока, занимает 50% ширины страницы. С точки зрения дизайна калькулятор имеет поля: количество (шт), размер (мм), плотность бумаги (гр\см2), одно или 2хстороннняя, после всех полей идёт строка «результат», в ней показываются результаты расчётов. Кнопка «Рассчитать», при нажатии которой производятся расчёты. Все поля являются выпадающими списками. Описание параметров: * Размер – переменная X, значения: 55*90 – 1,2; 50*85 – 1,1. * Количество – переменная Y, значения: 0 - 50 – 1,3; 51 - 200 – 1,2; 201 – 500 – 1,1; 500 – 1000 – 1. * Тип и плотность бумаги – переменная Z, значения: 180 – 1; 240 – 1,1; 280 – 1,2. * Одно или 2хстороннняя - переменная D, значения: 1сторона – 1; 2 стороны – 1,5. Базовая стоимость визитки 1,5р. Формула расчёта 1,5 * размер * количество * тип и плотность *односторонняя или нет. 1.5*X*Y*Z*D. Для всех параметров кроме количества в панели управления должны быть поля в которых можно выставлять значение каждого параметра. Сравнивая эти 2 варианта можно сделать вывод. Главное в описании функционала это отсутствие абстракций, неясностей и вариативности. Максимальная конкретика. Обязательно нужно указывать какие элементы будут использованы с точки зрения дизайна. Описание функционала должно отвечать на вопросы – Что? Откуда? Куда? Как? Почему? Как всё это выглядит, и в чём измеряется. Этой информации вам достаточно что бы составлять очень эффективное и понятное ТЗ для разработчиков. В общем написание ТЗ и складывается из того что вы отвечаете на вопросы из раздела 1, потом из раздела 2 если у вас Landing page или интернет магазин и описываете подробно весь функционал который вам необходим на сайте. Будем надеяться, что написание ТЗ для вас теперь станет более простым и понятным процессом. В следующей статье мы планируем рассказать, как и из чего складывается стоимость услуги SEO продвижения сайта. Благодарим за внимание.

Обратная связь